Неделя продвижения здорового образа жизни среди детей
ЗОЖ для детей — один из главных факторов здорового физического и психологического развития. Здоровье важно поддерживать и укреплять. В этих целях детям и подросткам рекомендуется проходить профилактические осмотры и диспансеризацию для выявления заболеваний на ранних стадиях и своевременного начала лечения. Здоровье подрастающего поколения — это будущее здоровье всей страны. В целях сохранения репродуктивного потенциала подросткам 15−17 лет рекомендуется проходить обследования репродуктивной системы. Крайне важно проводить с детьми и подростками беседы о важности ведения здорового образа жизни.
Воспитание здорового образа жизни детей и подростков — одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает: • правильное питание; • занятие физическими упражнениями; • закаливание; • соблюдение режима дня; • соблюдение норм гигиены; • отказ от вредных привычек.
Режим дня — это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и закаливаний, других видов деятельности в течение суток. Биологической основой режима дня является цикличность всех физиологических функций организма.
Значение режима дня состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма. В итоге соблюдение режима дня способствует укреплению здоровья. Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что режим дня — это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты: 1. учебные занятия в школе; 2. учебные занятия дома (выполнение домашних заданий); 3. режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания); 4. личная гигиена; 5. занятия физическими упражнениями; 6. отдых; 7. сон; 8. занятия в свободное время.
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требует усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят. Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.
Низкая работоспособность характеризуется: • снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал; • повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом; • рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью; • изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций. Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно построить правильно режим дня школьника. Для этого стоит учитывать, что: • продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности; • должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе). Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5−2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе — это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на усталость. Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. При домашних занятиях свыше 2 ч необходим отдых на открытом воздухе, что способствует повышению работоспособности. периодически, при выполнении задания, рекомендуется проветривать комнату подростка и делать перерывы на 10 минут, после каждых 45 минут выполнения заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.В бюджете времени надо предусмотреть около 1,5 часа на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер. Еще 3 часа в бюджете времени надо обязательно найти для активного отдыха на свежем воздухе — прогулки, подвижные игры, спорт (сюда же входит отдых после школы). Но если нет меры в подвижных играх, то развивается утомление, и работоспособность ребенка не восстанавливается, а падает еще больше.
В выходные дни и на каникулах следует предусматривать дополнительное пребывание детей на свежем воздухе. Главным видом отдыха для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет сон. Потребность в сне должна соответствовать возрасту. Примерные нормы ночного сна для школьников: в 1−4 классе — 10−10,5 часов, в 5−7 классе — 10,5 часов, в 8−9 классе — 9−9,5 часов, в 10−11 классе — 8−9 часов. Кроме того, первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов. Показано увеличивать обычную продолжительность сна школьников (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами или при иной другой напряженной умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2−2,5 часа, уровень работоспособности на уроках на 30% ниже по сравнению с их сверстниками, с нормальной продолжительностью сна. Кроме этого, израильские ученые установили, что недосып ночью даже на 1 час плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей.
Рациональное питание включает в себя соблюдение режима питания. Оптимальным является четырехразовое питание, когда прием пищи происходит с интервалом в 4−5 часов в одно и то же время. Время завтрака и ужина определяется тем, когда подросток просыпается и ложится спать (завтрак через 30 минут после пробуждения, ужин — не позднее, чем за 1,5 часа до сна).
Режим дня должен предусматривать время для самообслуживания и проведения гигиенических процедур. На гигиену нужно отвести хотя бы по 15 минут утром и вечером, чтобы умыться и почистить зубы. Принимать каждый день душ желательно, многие подростки с удовольствием принимают душ по утрам, чтобы взбодриться Полезна будет и элементарная зарядка. Ее рекомендуется делать в течение 10−15 минут. Она облегчит переход от сна к бодрствованию и позволит организму активно включиться в работу. Кроме того, гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, положительно влияют на нервную систему. В выходные также следует приучить подростка подготавливать одежду на следующую неделю, т. е. успеть ее постирать, высушить и погладить, конечно, не без помощи родителей.
Выводы Режим дня детей и подростков: • это распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток с учетом возраста и состояния здоровья ребенка/подростка; • включает обязательные компоненты описанные выше; • способствует укреплению здоровья.26 августа — 1 сентября: Неделя продвижения здорового образа жизни среди детей Главными составляющими здорового образа жизни являются: распорядок дня; свежий воздух; двигательная активность; здоровое питание; психическое и эмоциональное состояние. Как организовать активный образ жизни для ребёнка? Для каждого ребёнка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всём быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них. Дети легко прислушиваются к советам мамы и папы, интересуются их увлечениями, а совместные занятия спортом и правильное питание всей семьей помогут вам ненавязчиво приучать к этому ребёнка с ранних лет. Дети и подростки должны уделять физической активности не менее 60-ти минут в день. Конечно, это не значит, что ребёнок должен ходить в спортивную секцию каждый день, достаточно пойти с ребёнком на пешую прогулку или прокатится на велосипедах, поиграть в любые подвижные игры. Распорядок дня Режим дня ребёнка строится с учётом его возраста и индивидуальных качеств. Правильно организованный распорядок дня должен удовлетворять ключевым физиологическим потребностям организма (отдых, сон, питание). Выполнение этих условий приведёт к тому, что ребёнок получит все необходимые знания и навыки в сфере культуры здоровья. Сколько часов в день должен спать ребёнок? Полноценный сон такая же неотъемлемая часть здорового образа жизни как питание и физическая культура. Ребёнок, который достаточно отдыхает, как правило, счастливее и здоровее своих невыспавшихся сверстников. Дети дошкольного возраста должны спать по 9−10 часов в сутки. Дети школьного возраста и подростки должны спать не менее 8−9 часов в сутки. Свежий воздух Свежий воздух и ежедневные прогулки благотворно влияют на организм. Гулять нужно в любую погоду. Полезно быть в местах, где много зелени, деревьев и цветов. Движение и спорт — как залог здоровья Спортивный образ жизни ведёт к укреплению и здоровому развитию ребёнка. Занятия физкультурой делают ребёнка более выносливым и здоровым. Физические упражнения хорошо укрепляют кости, мышцы и суставы. Как обеспечить ребенка правильным питанием? Самый простой и наглядный способ — это, так называемый, метод «умной тарелки» или «тарелки здоровья». Половина рациона ребёнка должна состоять из некрахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т. д.); Четверть рациона ребёнка должна включать в себя крахмалосодержащие продукты (цельнозерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т. д.); Оставшаяся часть рациона должна содержать нежирное мясо (курица, индейка, рыба или постная говядина); К этому всему добавьте фруктов и нежирного молока. Здоровое питание В рационе питания ребёнка должны быть только натуральные продукты, без химических добавок. Рекомендуется регулярно употреблять в пищу нежирное мясо, свежие фрукты и овощи, рыбные блюда и кисломолочные продукты. Сбалансированная и полезная еда положительно влияет на здоровье детей, позволяя им нормально расти и развиваться. Психическое и эмоциональное состояние Эмоциональное состояние детей во многом определяется психологической атмосферой в семье. В будущем оно отразится и на их здоровье. Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы. Если ребёнку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребёнку нужна любовь, понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение — вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребёнка. Привлекайте ребёнка к совместным походам за продуктами и приготовлению пищи. Поход в продуктовый магазин — это прекрасная возможность познакомить детей с разными продуктами, которые вы употребляете в пищу. Попросите ребёнка изучить прилавки в магазине, а потом помочь вам найти и выбрать необходимые продукты из вашего списка.Когда вы готовите семейный ужин, зовите своих детей на помощь. Во взрослой жизни ребёнка навыки приготовления пищи очень пригодятся. Когда человек умеет готовить, он меньше потребляет полуфабрикатов и фастфуда. Вдобавок ко всему, во время совместного приготовления ужина у ребёнка появится желание пробовать новые блюда, в процессе приготовления которых он участвовал.